основное меню
МЕНЮ ФАЙЛОВ
Друзья сайта
  • НИКОЛЬСКОЕ -КАЗАКОВО , Балаково
  • История Актюбинской области в документах Архива
  • СТАНИЦА ТБИЛИССКАЯ
  • Каширины Забайкалье
  • ОТКАЗНЫЕ КНИГИ ПЕНЗЕНСКОГО КРАЯ
  • Суслоны Авторский портал Михаила Полубоярова
  • Род МЕРЧАНСКИХ
  • Из Рода МЕРЧАНСКИХ
  • САЙТ СОЛОГУБ
  • title="КНИГИ"
  • title="КНИГИ"
  • title="КНИГИ"
  • title="КНИГИ"
  • ПОСЕТИТЕЛЯМ
    МЕНЮ ФАМИЛИИ
    ПОИСК
     
 Коротко о разном f=

    СЕЛЬСКІЯ ЦЕРКВИ МАРІУПОЛЬСКАГО УЪЗДА.

    Благоустрояя для греческаго общества центральный городъ Маріуполь и благоукрашая его церквами, преосвященный митропо-литъ Игнатій въ тоже время усердно заботился о построеніи церквей и молитвенныхъ домовъ и по селамъ, для грековъ, поселившихся въ окрестностяхъ Маріуполя; для этого объѣзжалъ онъ всѣ греческія селенія, лично осматривалъ всю свою околичную паству, закладывалъ и строилъ по селамъ храмы и самъ-лично, и чрезъ греческихъ священ-никовъ вездѣ убѣждалъ и располагалъ свою паству—православныхъ грековъ о построеніи церквей по селамъ заботиться усерднѣе, болѣе и прежде домовъ и всякихъ другихъ строеній, такъ какъ "чрезъ церковъ и отъ церкви, говорилъ преосвященный Игнатій, нисходитъ уже небесное благословеиіе и очевидпый успехъ па всякія человеческія дела, работы и предпріятія". Вслѣдствіе искреннихъ и сердечныхъ заботъ преосвященнаго митрополита Игнатія, во всѣхъ греческихъ селеніяхъ Маріупольскаго округа вскорѣ были основаны и устроены приход-скія церкви, эти видимые проводники иевидимой благодати Божіей.

    Такъ въ селеніи Старый Крымъ прихожане въ 1780 году перво-начально устроили маленькую плетневую, изъ лозы и хворосту, церковь и поставили въ ней всѣ иконы и всю церковную утварь, вывезенныя ими изъ Крыма. По освященіи церкви преосвященнымъ Игнатіемъ, старый грекъ іерей Елиферій немедленно открылъ въ ней постоянное обычное богослуженіе и священнодѣйствіе. Спустя 6-ть лѣтъ послѣ сего, на мѣсто плетневой, прихожане устроили въ Ста-ромъ Крыму, въ 1786 году, уже новую каменную Свято-Успенскую церковь, донынѣ существующую.

    Въ селеніи Сартанѣ священникъ Константинъ Акритовъ съ церковнымъ старостою Борисомъ Папушемъ, по личному убѣжде-нію и настоянію митрополита Игнатія, на первый случай, устроили въ 1780 году. выложили изъ камня маленькую Георгіевскую

     

    1008

    церковь и въ ней поставили всю, привезенную ими изъ Крыма, святыню,—иконы, кресты и проч. Митрополитъ Игнатій немедленно освятилъ новоустроенную церковь и открылъ въ ней богослуженіе и священнодѣйствіе. А въ 1785 году, на мѣстѣ малой церкви, прихо-жане устроили уже большую каменную Георгіевскую церковь, суще-ствовавшую до 1824 года.

    Въ селеніи Чермалыкѣ точно также іерей Антоній въ 1780 году, изъ мѣстнаго камня устроилъ, выклалъ сначала небольшую Георгіевскую церковь и поставилъ въ ней всю свою Крымскую церковную святыню; а въ 1795 году устроилъ уже большую, новую, донынѣ существующую.

    Въ селеніи Карани іерей Елиферій для привезенной имъ изъ Крыма церковной святыни устроилъ, выложилъ сначала малую церковь изъ мѣстнаго дикаго камня; а въ 1795 году, при содѣйствіи церковнаго старосты Саввы Барбара, соорудилъ уже новую, большую и благо-образную Константино-Еленинскую церковь.

    Въ селеніи Ласпѣ соединились жители трехъ Крымскихъ селеній,— Ал-су, Ласпы и Качкальянъ. Первую церковь, на мѣстѣ новаго своего жительства, во имя святаго великомученика Георгія Побѣдоносца, устроили они въ 1780 году изъ плетня; а въ 1794 году соорудили уже новую большую каменную.

    Прихожане селенія Большой Каракубы, въ 1780 году, устроили первоначально маленькую церковь во имя святаго великомученика Димитрія Мироточиваго; а въ 1786 году, на мѣстѣ ея, воздвигли большую каменную.

    Для прихожанъ села Бѣшева мѣстное духовенство въ 1780 году выкопало и устроило первоначально въ землянкѣ церковь во имя святаго великомученика Георгія Побѣдоносца; а въ 1782 году устро-ило и освятило уже настоящую церковь.

    Въ греческомъ селеніи Стылѣ самъ преосвященный митрополитъ Игнатій заложилъ и основалъ, въ 1780 году, изъ мѣстнаго дикаго камня церковь во имя святыя великомученицы Киріакіи.

    Въ селеніи Чердаклѣ мѣстные священники Константинъ и Феофилактъ съ церковнымъ старостою Сауломъ Бай въ 1780 году

     

    1009

    устроили въ маломъ видѣ каменную Константино-Еленинскую цер-ковь; въ 1785 году церковь эта сгорѣла; а потому, на мѣсто сгорѣв-шей, въ 1787 году устроили новую, болѣе просторную и въ лучшемъ видѣ.

    Въ селеніи Большомъ Янисоли, при рѣчкѣ Мокрые Ялы, перво-начально, въ 1780 году, священники Димитрій и Феодоръ имѣли церковь, въ землѣ ископанную, и въ ней совершали для своихъ прихо-жанъ всѣ богослуженія и священнодѣйствія; въ 1781 году, въ замѣнъ землянки, пещеры, устроили плетневую, изъ лозы и хвороста, Геор-гіевскую церковь; а въ 1792 году священники Симеонъ Левтеровъ и Феоктистъ Тарасіевъ съ попечителями Константиномъ Янакіемъ и Саввою Хорошомъ устроили новую, приличную и благообразную церковь.

    Для прихожанъ селенія Улаклы священникъ Феодоръ сначала ископалъ церковь въ землѣ; потомъ устроилъ каменную Успенскую въ маломъ видѣ; а въ 1785 году прихожане устроили уже настоящую Успенскую церковь.

    Въ селеніи Константинополѣ священникъ Трифилій въ 1780 году устроилъ Феодоро-Стратилатовскую церковь изъ досокъ на столбахъ; а въ 1795 году сынъ его, священникъ Парфеній на томъ же мѣстѣ и въ тоже именованіе устроилъ новую, на каменномъ фундаментѣ, дере-вянную церковь, довольно помѣстительную и благообразную.

    Въ селеніи Богатырѣ священникъ Димитрій устроилъ въ 1780 году небольшую плетневую Преображенскую церковь; а въ 1794 году свя-щенникъ Анфимъ Чернявскій, на средства прихожанина своего Юрія Сахана, заложилъ новую деревянную Преображенскую церковь и въ 1796 году освятилъ ее и открылъ къ богослуженію и священно-дѣйствію.

    Въ селеніи Камари митрополитъ Игнатій самъ заложилъ, устроилъ и освятилъ небольшую Марининскую каменную церковь. Въ 1796 году церковь эта сгорѣла; тогда на мѣсто сгорѣвшей устроена и 7 декабря 1798 года освящена новая въ тожъ именованіе.

     

    1010

    Въ селеніи Болыдомъ Керменчикѣ іерей Серафимъ въ 1780 году устроилъ плетневую церковь во имя святыя Троицы. Въ 1794 году при-хожане заложили, устроили и въ 1797 году освятили другую Свято-Троицкую церковь, болѣе обширную и болѣе благообразную.

    Въ селеніи Маломъ Янисоли іерей Прокофій устроилъ первона-чально Феодоро-Стратилатовскую церковь въ землянкѣ; въ 1794 году заложилъ и въ 1795 году освятилъ другую, въ большихъ размѣрахъ и въ лучшемъ видѣ.

    Прихожане селенія Мангуша въ 1780 году устроили себѣ сначала небольшую каменную Феодоро-Стратилатовскую церковь; а въ 1784 году воздвигли настоящую, довольно обширную и благообразную.

    Жители Урзуфа, по переходѣ изъ Крыма на Калміусъ, заняли подъ поселеніе себѣ древиѣйшій, богатый и обширный; зимовникъ запо-рожца Степана Коваля. Добродушный казакъ-запорожецъ все добро и имущество свое на зимовникѣ уступилъ грекамъ. Въ часовнѣ запо-рожца Коваля, въ молитвенномъ деревянномъ домѣ его митрополитъ Игнатій немедленно устроилъ церковь во имя Архангела Михаила и открылъ въ ней богослуженіе и священнодѣйствіе.

    Въ селеніи Ялтѣ прихожане—рыболовы—устроили себѣ сначала небольшую каменную церковь во имя святителя Христова Іоанна Зла-тоустаго; въ 1784 году заложили каменную обширную церковь въ тожъ именованіе и въ 1785 году освятили и открыли ее къ бого-служенію и священнодѣйствію.

    Въ всѣхъ прочихъ греческихъ селеніяхъ приходскія церкви устроены и сооружены уже въ началѣ нынѣшняго XIX столѣтія.

     

    1011

    СЕЛЕНІЕ ИГНАТЬЕВКА.

    При выходѣ грековъ изъ Крыма, къ преосвященному митропо-литу Игнатію явилось множество православныхъ христіанъ разныхъ націй и изъ разныхъ мѣстъ, составлявшихъ ясыръ татарскій, бывшихъ здѣсь въ плѣну и въ разныхъ мѣстахъ Крыма служившихъ у мурзъ и у другихъ татарскихъ богачей. Принявъ и вмѣстѣ съ греками препро-водивъ ихъ въ Россію, преосвященный Игнатій, по прибытіи на мѣс-то, поселилъ всѣхъ ихъ особо отъ грековъ и селеніе это, въ память своего имени, назвалъ Игнатьевкою, такъ какъ, живя въ Крыму въ разныхъ мѣстахъ, они не имѣли своего селенія и не принадлежали ни къ какому опредѣленному приходу*. Въ числѣ этихъ христіанъ больше всего было грузинцевъ.

    По благословенію преосвященнаго Игнатія, іерей Григорій Кон-стантиновъ въ 1780 году устроилъ въ селеніи Игнатьевкѣ небольшую церковь во имя святыхъ апостоловъ Петра и Павла.

    Въ 1783 году явился въ Россію, въ качествѣ просителя милостын-наго подаянія, грузинскій протоіерей Захарій Пурцхеловъ, съ патрі-аршею грамотою. Азовской губерніи губернаторскій товарищъ, кол-лежскій совѣтникъ Георгій Гарсевановъ радушно принялъ земляка— страдальца, грузинскаго протоіерея, данную ему патріаршую грамоту перевелъ на русскій языкъ и съ нею отправилъ его въ селеніе Иг-натьевку, Маріупольскаго уѣзда, гдѣ жили грузины. Въ грамотѣ было написано: "Божіею милостію архіепископъ Тифлизскій и Мцхетскій, Патріархъ всей грузіи, царскій сынъ Антоній—богатыя милости и мира всѣмъ христолюбивымъ народамъ желаетъ. Какъ сей почтенной Тифлизской Патріаршеской церкви протоіерей Захарій, впавши въ великій долгъ, котораго дѣти взяты лезгинцами въ полонъ и проданы въ Турецкую область, просилъ нашего свидѣтельства и благословенія путешествовать въ чужія страны для сыску и выкупа своихъ дѣтей: для чего симъ свидѣтельствуя просимъ отъ всѣхъ нашихъ братьевъ. отъ

     

    1012

    всѣхъ соборовъ и отъ благорожденныхъ и христолюбивыхъ право-славныхъ народовъ сему протоіерею Захарію, по своему достатку, дѣлать пособіе и милость, дабы онъ, какъ уже разоренный, вашимъ христолюбивымъ подаяніемъ могъ изъ плѣну освободить цѣлую фамилію, въ чаяніи воздаянія отъ великаго Бога; а мы навсегда дол-жны молить всевышняго Творца, чтобъ за ваше благое даяніе награ-дилъ васъ здравіемъ и всѣми благами, а по селеніи отъ сей жизни на вѣчность простилъ бы грѣхи и даровалъ вѣчный покой душамъ ва-шимъ. Католикосъ Антоній. 1782 года, февраля 4. Царствующій градъ Тифлизъ. Съ грузинскаго діалекта перевелъ Гарсевановъ".

    23 іюля 1786 года Маріупольскаго уѣзда грузипской слободы Игнатьевки главнѣйшіе старики и всего общества обыватели представили Маріупольскому благочинному, протоіерею Трифиллію, на имя преосвященнаго Никифора, прошеніе, въ коемъ писали: "Хотя мы въ слободѣ Игнатьевкѣ къ отправленію въ церкви первоверхов-ныхъ апостоловъ Петра и Павла службы Божіей имѣемъ іерея Гри-горія Константиновича; но какъ онъ пришелъ весьма въ старость лѣтъ и оттого въ дряхлость, и потому службы и касательныхъ до него потребъ исправлять не можетъ, да и самъ при томъ быть не желаетъ, а имѣетъ намѣреніе, яко вдовецъ, отойти, гдѣ по способности, къ по-стриженію въ монастырь; а посему Вашего Высокопреосвященства всепокорнѣйше просимъ на мѣсто показаннаго іерея Константи-нова, по вышеписаннымъ обстоятельствамъ, пріѣхавшаго къ намъ изъ Грузіи, подателя сего прошенія, протоіерея Захарія Трифилима, который службу Божію исправляетъ нелѣностно и порядочно, языкъ нашъ обстоятельно знаетъ и поведенія хорошаго, и наше грѣшное общество, вышедшее изъ Крыма, довелъ и доводитъ до сущей благо-пристойности, по желанію его и нашему, опредѣленіемъ и дачею на то ему грамоты не оставить, чего мы и ожидать долженствуемъ".

    Въ концѣ іюля 1786 года Маріупольскій протоіерей Трандафилъ Юрьевъ, представляя прошеніе это преосвященному Никифору, съ своей  стороны  просилъ его о томъже

     

    Ревизские сказки Донецкого областного архива

     

     

    Ревизские сказки Ф.131 оп.1

    Название села

    Годы

    Номер дела

    Агафеновка

    1816

    77

    Андреевка

    1816

    65

    пос. Андреевский

    1816-1828

    74

    Бешево

    1816; 1850

    78, 111

    Богатырь

    1816-1828; 1850

    61, 74

    Большая Каракуба

    1816; 1835; 1850

    77; 95; 109

    Большой Янисоль

    1816; 1835; 1850

    69; 89; 107

    Веселое

    1816-1828

    74

    Владимировка

    1816-1828

    74

    Времьевка

    1816

    77

    Грунау

    1824-1829

    79

    Захарьевка

    1850-1851

    110

    Каменка

    1816-1828

    74

    Карань

    1816; 1835

    64; 93

    Катериновка

    1816

    78

    Керменчик

    1816

    65

    Киршвальд

    1824-1829

    79

    Комар

    1816; 1850

    61; 75

    Константинополь

    1816

    67

    Кронсдорф

    1824-1829

    79

    Ласпа

    1835

    98

    Малый Янисоль

    1816; 1835

    68; 96

    Мангуш

    1816

    75

    Мариуполь

    1816; 1835; 1850-1852; 1856; 1858

    72; 80-88; 90; 99; 101-106; 112; 113;114; 116

    Мариупольского колонистского округа

    1835; 1836-1839; 1858

    92; 100; 115

    Николаевка

    1816-1828

    74

    Новая Каракуба

    1835

    97

    Новая Карань

    1816

    67

    Новвопетриковка

    1850-1851

    110

    Петровское

    1816-1828

    74

    Преображенское

    1835

    95

    Розенберг

    1824-1829 и др.

    79

    Сартана

    1816

    73

    Старый Крым

    1816

    71

    Стыла

    1816; 1835

    67; 83

    Софиевка

    1816

    78

    Темрюк

    1816-1823; 1835; 1850-1851

    63; 94; 110

    Чермалык

    1816

    70

    Ялта

    1816

    66